Социология и метафизика в творчестве Достоевского

Полный текст автореферата диссертации по теме"Художественная логика стыда в прозе Ф. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Воронежского государственного университета. Автореферат разослан ноября г. К настоящему времени отечественным и зарубежным литературоведением накоплено огромное количество работ, где творчество Ф. Достоевского рассматривается с самых разных точек зрения: Однако и до наших дней попытки комплексного изучения отдельных ключевых категорий творчества писателя в том числе и страстей-аффектов, модальных универсалий , предпринимаются сравнительно редко. Этот вывод в полной мере применим и такой важнейшей универсалии для писателя, как стыд. В единственной монографии, посвященной анализу стыда в творчестве Достоевского, автор Д. Актуальность диссертационного исследования определяется несколькими моментами.

Достоевский. Основные вехи жизненного и творческого пути

Духовные основы творчества Достоевского Страдания и сострадание. Сложность и богатство контрастов и болезненная заостренность в ощущениях и в чертах характера его героев всегда бросались в глаза и общеизвестны. Но была склонность эту несомненную, может быть, даже особенно ярко бросающуюся в глаза черту истеричности его героев абсолютизировать и отнести ко всему творчеству и более того, ко всему внутреннему миру самого Достоевского.

Или, вернее, болезненная до мучительности заостренность его переживаний и тем поданных с таким мастерством и диалога и рассказа и всей композиции требовала и находила себе в его духовном опыте противоположные и умиряющие, преодолевающие и преображающие их силы. Отсюда объясняется эта столь знакомая нам сложность и глубина! Особенно истощающе действовало на него его творчество.

Достоевский, Федор Михайлович, писатель, родился 30 октября . время процессом литературного творчества: мы знаем, что в г. т. е. стыдно будет дать меньше или за такую вещь, . из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.

Вакансии МЦ Гранат И. Ермаков Я хоть и твоя галлюцинация, но как и в кошмаре я говорю вещи оригинальные, какие тебе до сих пор в голову не приходили, так что уже вовсе не повторяю твоих мыслей, а между тем я только твой кошмар, и больше ничего. О многих писателях уже было сказано, что они являются предтечами психоаналитических открытий, однако к Достоевскому это относится в особой степени. Он строит свои произведения и развертывает в них переживания и, главным образом, конфликты своей сложной личности, которая во внутренней борьбе расщепляется на два или более динамических центра, участвующих в произведении как организованные образования.

Если Пушкин в своих"Маленьких трагедиях" и"Домике в Коломне" рассекает единое, целый план своей психики на две половины, которые можно трактовать как правое и левое, т. Он особенно охотно им пользуется и если не он сам его открыл, то углубил, погружаясь в динамику внутренней борьбы человека, заставляя его бороться со своим двойником, т.

Двойник прямо противоположен, полярен ему. При этом он энергичнейшим образом отрицается как чуждый, враждебный, в котором нежелательно не только признать, но даже и усмотреть свои собственные желания, мысли и поступки. Пушкин приемлет мир и умеет его гармонизировать, Гоголь всюду проводит деление в двух пластах — на высшее и низшее. Достоевский видит двойников, отвергающих, не признающих друг друга.

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы. С ним не спорят.

П86 Психоанализ жизни и творчества Достоевского: Хрестоматия / Сост. . скорее с матерью, которая испытывает стыд. Здесь же Фрейд вы- сказал соображения о фобии, как страхе ребенка быть избитым, детских желаниях .

О жизни Достоевского мы больше не знаем, чем знаем. И причиной тому — сам Фёдор Михайлович. Достоевский был сложным, противоречивым человеком, в чём-то даже порочным. Он тщательно скрывал неприглядные страницы своей биографии. И жизнь его во многом продолжает оставаться тайной. Достоевский вообще оставил нам больше вопросов, чем ответов. Я прочитал достаточно много книг о Достоевском и его творчестве, посмотрел много фильмов, неоднократно участвовал в работе конференций в Санкт-Петербурге и в Старой Руссе, посвящённых творчеству Достоевского, знаком со многими достоеведами.

Большинство публикаций о Достоевском посвящены созданию мифа о великом классике русской литературы. Возможно, именно желанием продать картину западным телекомпаниям, объясняются многие огрехи кинобиографии. В целом, мне лично фильм понравился. Очень хорошая операторская работа. А ведь этот вопрос мучил Достоевского всю жизнь. И понятно почему — ведь он фактически предал свою жену, уехав к любовнице в Париж. Жена умирала от чахотки, а он путешествовал с Аполлинарией Сусловой по Европе.

Глава . Личность в художественном творчестве Достоевского

Образ Ставрогина как глобальное воплощение зла…………………………… Эволюция характера от Свидригайлова к Ставрогину……………………………11 Заключение……………………………………………………………………………………. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Достоевский Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, исследователь человеческой души.

Научная литература, посвященная изучению творчества Достоевского, . персонажи испытывают страх, ненависть, любовь, сострадание, стыд и.

Ни герой, ни идея, ни самый полифонический принцип построения целого не укладываются в жанровые и сюжетно-композиционные формы биографического, социально-психологического, бытового и семейного романа, то есть в те формы, которые господствовали в современной Достоевскому литературе и разрабатывались такими его современниками, как Тургенев, Гончаров, Л. По сравнению с ними творчество Достоевского явственно принадлежит к совершенно иному, чуждому им, жанровому типу.

Сюжет биографического романа не адекватен герою Достоевского, ибо такой сюжет всецело опирается на социальную и характерологическую определённость и полную жизненную воплощенность героя. Между характером героя и сюжетом его жизни должно быть глубокое органическое единство. На нём зиждется биографический роман. Герой и окружающий его объективный мир, должны быть сделаны из одного куска. Герой же Достоевского в этом смысле не воплощён и не может воплотиться.

У него не может быть нормального биографического сюжета. И сами герои тщетно мечтают и жаждут воплотиться, приобщиться нормальному жизненному сюжету. Полифонический роман Достоевского строится на иной сюжетно-композиционной основе и связан с другими жанровыми традициями в развитии европейской художественной прозы. В литературе о Достоевском очень часто связывают особенности его творчества с традициями европейского авантюрного романа. И в этом есть известная доля истины.

Между авантюрным героем и героем Достоевского имеется одно очень существенное для построения романа формальное сходство.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Грехопадение Каждый человек, как, личность, если не сознательно, то в подсознании своем, интимно связан с Богом, как абсолютно совершенным будущим, которое осуществится в Царстве Божием. Только в этом будущем личность достигает совершенной полноты жизни и творчески осуществляет свое индивидуальное бесконечно ценное своеобразие. К этой цели полноты жизни стремится всякое существо.

Жизнь и творчество Достоевского неразделимы. Он"жил в отцом, страх перед ним и скрытое недоброжелательство рано развили в .. Картина бедственной жизни ("стыд, голод и холод") и пре следования.

Тоска по иллюзорному идеалу - Все иностранцы любят Достоевского. Складывается впечатление, что Федор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше. Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят: Я в восторге от Достоевского. Но если говорить о серьезной читающей публике, думаю, Достоевский интересен не только русскостью.

Он отражает состояние души современного человека — вне национального контекста. Индивидуализм и одиночество, оторванность от общества, от себя, от Бога. Федор Михайлович очень четко это выразил. В образе отставного коллежского асессора, закрывшегося от мира в дрянной комнатушке, многие узнавали себя. Вашим студентам близко такое мировоззрение? Достоевский важен еще и тем, что первым описал чувство стыда. Стремление к разрушению, хаосу, страданию свойственны нам в той же мере, как и высокие порывы, тяга к красоте и гармонии.

Творчество Достоевского

Холод, стыд и свобода. История литературы Священной истории. Но это общее место автор книги хотел понять конкретно, по аналогии с тем самым библейским событием.

В начале творческой деятельности Ф.М.Достоевского в х годах ХIХ . смутных и странных ощущений: не стыд, не скандал, не страх.

Мифологически стыд восходит еще к Саду Эдемскому, где он дебютировал одновременно с виной, его более изученной напарницей1. Творчество Достоевского не только изобилует одновременно стыдом и виной, оно исследует их взаимодействие. Я предполагаю рассмотреть это сложное взаимодействие и доказать, что стыд затмевает вину в творчестве Достоевского. Если принять во внимание роль гордости в творчестве Достоевского, такое превосходство стыда не вызовет удивления, поскольку гордость - это оборотная сторона стыда, а иногда и защита против него.

В широком смысле стыд имеет отношение к человеческой индивидуальности, к тому, что мы есть, в противоположность вине, более тесно связанной с человеческим действием, с тем, что мы делаем. Стыд возникает из ощущения, что ты представляешь собой некое исключение, объект для насмешки, или из отрицательной самооценки2. В отличие от стыда, вина возникает из нарушения личных, нравственных, общественных или законодательных норм.

Стыд и вина не обязательно связаны. Дмитрий Карамазов, например, испытывает беспримесный стыд за свое грязное нижнее белье и за свою уродливую ногу. Но все же часто они связаны, как в случае полутора тысяч рублей, зашитых Дмитрием в тряпку, которую он носит на груди повыше сердца. В"Записках из подполья" Достоевский ясно расписывает динамику передачи стыда.

Стыдясь своей бедности и своих прежних товарищей по гимназии, подпольный человек отправляется в бордель, где отчасти перекладывает свой стыд на Лизу.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе. Чем может быть полезен .

Картина бедственной жизни ("стыд, голод и холод") и Это -- не страх за здоровье, как писал Достоевский брату, не страх перед.

Федор Михайлович по какому-то поводу завел речь об отношениях между полами. Из особой горячности, с какой он говорил об этих отношениях, я вижу, что он как будто очень интересуется ими. Из воспоминаний о Достоевском. Очевидно также, что сведения об этих фактах могут характеризоваться либо как достоверные, либо как вероятные — в зависимости от условий получения соответствующей информации. Исходя из общих соображений, то есть принимая во внимание возможность ошибки применительно к любым обстоятельствам, не должна означать.

Таких замечаний я насчитал около ста пятидесяти. Тем самым другим фактам, поскольку они лишены аналогичных модальных характеристик, как бы автоматически придается статус твердо установленных истин.

Уроки стыда от Достоевского

Вся читающая Россия замерла в предвкушении. И читатели знали, что писатель всегда затрагивает самый больной нерв современной жизни и поэтому всегда злободневен. Но за злободневностью у этого автора таилось и вечное, отличавшее его от посредственных беллетристов. Достоевский был огорчен, но главу переделал и принялся убеждать редактора Н. Любимова, что в переделанном виде ее необходимо и можно печатать.

Но и в переделанном виде глава редакцию не устроила — журнал продолжил публикацию вызывавшего жгучий интерес романа без нее.

Т Проблемы творчества Достоевского, ;. Статьи о творчества Достоевского; Проблемы поэтики [исследование проблемы стыда в романах Ф.М. Ф.М.Достоевски ересиархи (Религия страха и религия любви" и.

Мне кажется, что она является одной из основных в творчестве писателя. Вопрос о свободе личности будет актуален всегда. Многие великие писатели и ученые пытались разобраться в том, что такое свобода, в чем она заключается. Нельзя понимать это слово однозначно. Каждый человек вкладывает в него свой особый смысл. Для исследования мною были выбраны три романа: В процессе работы мною были использованы сочинения критиков, исследовавших творчество Достоевского.

Записки из подполья». Место повести в творчестве Достоевского

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского. Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное. За его романом закрепилось определение идеологический — разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека.

Поступки человека стали все больше зависеть от того, какая идея поселялась в его голове. Достоевский заметил это — его пр-я как бы исследуют судьбу идей.

Одной из главных тем в творчестве Ф.М. Достоевского является тема .. ное, стыд, то есть позор, только очень подлый и смеш- ной, так что запомнят люди на . я избавлю смерть от страха и низвергну Бога. Такое на- мерение .

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству.

По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы"мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там — на Западе, для которых это было свое родное" []. При этом творчество самого Достоевского отличалось особенным универсализмом, и перекличек с гениями других литератур у него значительно больше, чем у Толстого или Чехова.

Медитация - очищение от чувства вины, стыда.

Categories: Без рубрики

Жизнь без страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни тут!